Геймификация в HR: как игровые элементы повышают вовлеченность и продуктивность сотрудников

Картинка - главная

Все современные компании постоянно ищут эффективные способы повышения мотивации и вовлечённости сотрудников. В условиях жёсткой борьбы за талантливых специалистов геймификация становится мощным инструментом, позволяющим превратить стандартные рабочие процессы в интересные задачи. Этот подход, заимствующий игровые механики и практики, не только делает работу интереснее, но и способствует созданию более мотивированной и лояльной команды.

Согласно исследованиям американского портала Zippia, 90% сотрудников отмечают, что геймификация повышает их продуктивность, а вовлечённость возрастает на 48%. При этом компании, использующие такой подход, получают в 7 раз больше прибыли по сравнению с теми организациями, которые их не применяют.


Кроме того, по данным исследования американского института общественного мнения Gallup, вовлечённые сотрудники показывают на 21% более высокую производительность, чем их менее мотивированные коллеги.

Геймификация: что это и зачем?

Геймификация — это внедрение игровых элементов в неигровые процессы для повышения интереса и мотивации пользователей достигать конкретных целей. Она давно вышла за рамки развлечений и нашла применение в различных отраслях, включая бизнес, образование, маркетинг, СМИ, управление персоналом и другие. Такой подход делает любой опыт похожим на игру.


Благодаря игровым элементам рабочие задачи выполняются быстрее и приносят пользователям удовольствие, сравнимое с радостью от прохождения сложных уровней. Принципы геймификации нашли широкое применение в HR-процессах, особенно востребован этот подход в рамках интранетов и корпорталов.


Часто компании сталкиваются с необходимостью создания мотивирующей и динамичной рабочей среды, где сотрудники чувствуют себя частью общей миссии и активно участвуют в достижении целей. И тут на помощь приходит интеграция игровых механик в бизнес-процессы. Рассмотрим более подробно ключевые элементы геймификации.

  • Мотивация

    Сотрудник видит чёткие задачи, разбитые на этапы, например, визуальное представление прогресса в виде шагов на пути к цели компании. Каждое выполненное задание приближает к следующему уровню или открывает новый этап. Это делает процесс понятным и превращает даже сложные проекты в последовательность достижимых целей. А любые вызовы поддерживают интерес к игре

  • Статус

    Внедрение систем достижений, таких как таблицы лидеров (лидерборды), позволяет видеть своё положение относительно коллег. Например, в интранете может отображаться рейтинг самых активных участников недели или сотрудников, достигших определённых показателей. Дополнительно можно добавлять значки (бейджи) за конкретные достижения

  • Вознаграждение

    Работник может получать не только материальные бонусы, но и символические награды, такие как виртуальные медали и значки, отображаемые на личной странице в корпоративной системе. Элемент неожиданности добавляет азарт: к примеру, случайное распределение наград среди сотрудников, выполнивших задания в срок, или организация лотереи. Сюда же можно включить упоминание в корпоративных новостях

  • Социальная вовлечённость

    Для выполнения заданий сотрудники могут объединяться в команды. Например, общие интерактивные челленджи, направленные на решение рабочей задачи, или соревнования за лидерство в рейтинге

Как геймификация применяется в HR

Игровые механики помогают в рекрутменте, адаптации и обучении. Например, при найме могут использоваться квесты или тесты для оценки навыков и поведения кандидатов. Кроме того, программы рекомендаций сотрудников эффективно функционируют на основе системы баллов, стимулируя вовлеченность персонала в подбор новых специалистов.


В адаптации геймификация также играет ключевую роль. Например, видеоматериалы о корпоративных правилах часто сопровождаются интерактивными тестами для проверки знаний. Таким образом, у команды возникает ощущение прогресса и появляется желание продолжить «игру».


В обучении же используются игровые элементы: миссии, челленджи, системы поощрений и рейтинги. Например, крупнейший американский магазин розничной торговли Walmart применяет компьютерную игру, чтобы убедиться, что команда хорошо знают правила безопасности. Другой пример — программа Ribbon Hero от Microsoft, которая помогает обучать работе с инструментами Office.

Олег Демченко
Олег Демченко Директор по развитию QSOFT

Геймификация не только стимулирует персонал, но и превращает их в активных участников изменений, создавая динамичные и продуктивные команды, способные справляться с любыми вызовами. Преимущества такого подхода очевидны: повышение производительности, вовлечённости и лояльности. На портале QSOFT, к примеру, есть доска почёта, которая мотивирует ребят, укрепляет корпоративную культуру и помогает снизить текучку кадров, что, в свою очередь, сокращает расходы на найм и обучение новичков

Примеры успешного внедрения геймификации в бизнес

Компания по управлению внутренними коммуникациями «Коннектикум» использовала геймификацию, чтобы повысить популярность своего корпоративного портала и мотивировать сотрудников на просмотр его разделов, создание сообществ, написание комментариев и так далее. Для этого был разработан квест с разбросанными по разделам и страницам портала заданиями и вопросами. Кроме того, появилась игровая система с бейджами, баллами, уровнями и таблицами лидеров. За неделю существования квеста более 84% сотрудников зашли на сайт и посетили все его разделы. А через три месяца после запуска геймификации вовлеченность в работу с порталом выросла в 2,5 раза.


Компания «МТС» использует геймификацию, чтобы усилить мотивацию персонала и повысить эффективность работы. Сотрудники получают баллы и награды за выполнение определенных задач, пройденные курсы и участие в проектах и инициативах.


Одним из ярких примеров успешной реализации геймификации в бизнесе является кейс, разработанный digital-интегратором QSOFT для Банка «Открытие». Команда QSOFT создала мобильный интранет, который объединил в себе ряд сервисов, направленных на оптимизацию рабочих процессов и улучшение коммуникации внутри компании. Рассмотрим подробнее некоторых из них:

  • «Сказать спасибо» — система начисления вознаграждений за благодарности. За каждое электронное «Спасибо» сотрудник получает «оупены» — внутреннюю валюту банка. Он может ознакомиться со списком доступных товаров, отправить заявку на приобретение брендированного изделия и использовать накопленные бонусы для покупки.
  • Сообщества — сотрудники могут самостоятельно создавать сообщества по интересам или подразделениям, оперативно обсуждать актуальные вопросы и координировать свои действия. Также можно зарабатывать внутреннюю валюту, получая бейджи за активность и участие в жизни сообществ.
  • Спецпредложения — в них входят элементы, включающие программу лояльности банка и его партнёров: от скидок на услуги SPA и ПО до льготной ипотеки. Это помогает увеличить интерес сотрудников к внутренним программам и активностям банка.

Что ждет геймификацию в HR

Геймификация продолжает набирать популярность и становится неотъемлемой частью современных HR-стратегий. Она помогает создавать комфортную и мотивирующую среду для личного и профессионального роста. Но для достижения максимальной эффективности важно правильно интегрировать игровые элементы в корпоративные процессы, ориентируясь на цели компании и потребности персонала. Важно помнить, что все могут по-разному реагировать на игровые элементы: для одних они становятся мотиватором, для других — отвлекающим фактором, поэтому здесь важен элемент подготовки со стороны внутренних коммуникаций и грамотное внедрение обновлений.

Олег Демченко
Олег Демченко Директор по развитию QSOFT

Геймификация — не просто тренд, а мощный инструмент для создания уникального опыта персонала. Игровые механики, грамотно внедренные в процессы организации, мотивируют и дают возможность каждому члену команды активно участвовать в достижении общих целей

С развитием технологий, таких как искусственный интеллект и виртуальная реальность, геймификация откроет новые горизонты для HR. Например, VR-симуляции смогут применяться для обучения сотрудников сложным процессам в безопасной игровой среде. В будущем геймификация будет проникать и в другие сферы бизнеса, меняя корпоративные процессы и взаимодействие с клиентами. Успех будет зависеть от способности организаций правильно интегрировать инновации, учитывая цели бизнеса и аудитории.


По данным исследования компании Mordor Intelligence, среднегодовой темп роста рынка геймификации с 2025 по 2030 год составит 25,85%, что подтверждает растущую значимость инструмента в бизнесе. Игровые механики будут продолжать развиваться, и их правильное использование станет важным элементом стратегии для HR и бизнеса в целом.


Статья подготовлена специально для HR по-русски