Инструменты масштабирования фарм-ритейлера «Магнит Аптекa» в регионы
Сайт: | apteka.magnit.ru |
Ключевые участники: | Матвей Любомудров, Рустам Фархутдинов, Левон Асриянц, Сергей Самарин, Дрегалов Дмитрий, Кристина Неугодова, Сергей Белый, Егор Заречный, Инна Грасс, Андрей Арсёнов, Владимир Азаров, Вадим Поляков, Кирилл Митрошев, Игорь Ким, Евгений Гольдин, Сергей Ракута, Андрей Ворожко, Дмитрий Новоселов, Роман Баженов |
Технологии: | PHP (1С-Битрикс, Symfony), Vue, Postman, Fiddler, Charles, TestRail |
О проекте
Команда QSOFT разработала функционал региональности для «Магнит Аптеки», который позволил клиентам сети заказывать препараты со складов в регионах России, а также создала мультикорзину и подключила партнеров АСНА, Wildberries и других с целью расширения бизнеса.
О компании
«Магнит» — ведущая сеть розничных магазинов продуктов питания, третья по выручке частная компания России (после «Лукойла» и X5 Group - по данным 2021 года), лидер по
количеству магазинов и географии их расположения. Основана в 1994 году в Краснодаре и уже представлена в более 4000 населенных пунктов, которые ежедневно посещает 15 млн
человек. На 31 марта 2022 года компания насчитывает
26 605 торговых точек в 78 регионах России и более 61 млн. участников кросс-форматной программы лояльности.
Мультиформатная ритейл-группа включает в себя «Магнит у дома», «Магнит Семейный», «Магнит Косметик», «Магнит Аптека», «Магнит Опт», «Магнит Экстра», «Магнит Вечерний», «Магнит Сити», «Магнит GO», «Магнит Моя цена», «Магнит Мастер».
Предыстория
«Магнит» - лидер по количеству магазинов и географии их распространения, покрывает своим присутствием практически всю территорию России (78 регионов, 4000 населенных пунктов). С каждым годом он укрепляет свои позиции на рынке и повышает количество точек розничной торговли, не говоря уже об интенсивном развитии онлайн-сети.
Расширяются и его подразделения. Одним из последних стало фарм-направление «Магнит Аптека» - российская сеть аптекарских магазинов в формате самообслуживания (дрогери), у подразделения есть именной поддомен в рамках глобального сайта - apteka.magnit.ru
Сейчас «Магнит Аптеки» растут как территориально, так и посредством интеграции с большим количеством новых партнеров. В связи с этим было принято решение о внедрении мультирегиональности на сайте:
Проблематика проекта
«Магнит» обратился к команде QSOFT c проблемой отсутствия возможности и инструментов для вывода своего E-com направления на региональный рынок, из-за чего компания недополучала значительную часть прибыли. Эта проблема повлекла за собой проблемы пользователей сайта:
- Проблемы конечного потребителя Невозможно было приобретать продукцию «Магнит Аптека» жителям регионов, а также через привычные «СберМаркет», «Здравсити», «Вайлдберриз» и другие маркетплейсы и сервисы доставки.
-
Проблемы бизнеса
Аптеки функционировали только в Москве, а бизнесу требовалось расширение. В связи с этим, было принято решение расширить продажи на регионы, подключив к реализации
партнеров и добавив функционал мультирегиональности на сайт.
Вместе с внедрением функционала мультирегиональности в реализации способа доставки заказов и их оплаты появилась новая особенность: пользователи регионов теперь могут приобрести товар не только со склада, но и комбинируя способы доставки - часть со склада, часть забрать из конкретной аптеки. Это потребовало создания мультикорзины, которая позволяет оформить несколько заказов в рамках одной покупки.
Цели и задачи
У проекта была глобальная цель - увеличить масштаб покрытия торговой сети в регионах для нового подразделения - «Магнит Аптека».
Для реализации этой цели команда QSOFT решила следующие задачи:
- Разработка универсального программного интерфейса приложения (API), который позволяет передавать партнерам данные о продукции сети: товарную номенклатуру, цены, остатки;
- Подключение новых партнеров по API к аптечному каталогу в целях расширения бизнеса «Магнит Аптека»;
- Устранение различных багов в текущем функционале сервиса: в YML-фидах и на сайте цены на продукцию Магнит Аптеки отличались, из-за этого Аптека была отключена от Яндекс Маркета. Команда QSOFT унифицировала данные по продуктовым фидам и настроила корректную передачу данных в Яндекс.Маркет;
- Расширение функциональности сервиса за счет внедрения мультикорзины, с помощью которой стало можно заказывать товары одновременно со склада и из конкретных аптек;
- Внедрение на сайт мультирегиональности, которая позволит покупателям из регионов заказывать доставку лекарств в ближайшие удобные аптеки со склада или бронировать лекарства непосредственно в самой аптеке.
Результаты
Расширение структуры и наполнения сайта благодаря внедрению мультирегиональности
До реализации проекта, товары из «Магнит Аптеки» могли заказывать только жители Москвы и Московской области. Сейчас же, благодаря внедрению мультирегиональности, эта возможность есть уже у 78 объектов Российской Федерации - к партнерской сети магнит подключаются все новые торговые точки в регионах, что положительно сказывается на финансовых показателях сети.
Конечный пользователь и контент-менеджеры «Магнит Аптеки» получили возможность более качественного взаимодействия с ресурсом, благодаря расширению почти каждого раздела сайта за счет подключения новых регионов.
Для администраторов и контент-менеджеров заказчика мы реализовали гибкую настройку связки региона, сети местных аптек и склада.
На первом этапе развития региональной доставки, заказывать товары можно было только с московского склада, чуть позже эта возможность появилась и в регионах - там создавались собственные региональные склады.
Подключение новых товарных каталогов
Благодаря расширению товарных каталогов пользователям стал доступен больший ассортимент лекарств и товаров, предоставляемых «Магнит Аптекой»: для каждого региона подгружается свой собственный каталог со своими ценами и товарными остатками.
Самостоятельная доработка интеграции региона Краснодар в систему
До проекта регион Краснодар был отрезан от всех информационных систем «Магнит Аптеки» (в том числе от 1С:ERP) и для него как со стороны Заказчика, так и со стороны QSOFT с нуля создавалась отдельная архитектура, не связанная с основной по всем остальным регионам. Команда QSOFT интегрировала сайт с новой системой и разработала процесс получения номенклатуры, цен и остатков товаров для выгрузки на сайт.
Интеграции с интернет-маркетплейсами, аптечными союзами и фирменными сетями аптек
Команда QSOFT в целях расширения бизнеса «Магнит Аптеки» реализовала интеграции с партнерскими организациями, среди которых аптечный союз «АСНА», «Ютека», «Здравсити», «Мегаптека», «Все Аптеки», «АптекаМос», «Цены в аптеках.рф», «Сбермаркет», «WildBerries».
Интеграция по API с АСНА сделала возможным обмен товарными номенклатурами, списками адресов аптек, статусами заказов и статусами наличия товаров на складах партнеров. В результате интеграций товары фарм-ритейлера «Магнит Аптеки» доступны к заказу в 78 регионах России.
Кроме того, интеграция с крупными партнерами повысила лояльность к продукции ритейлера среди покупателей, т.к. многие из них уже завоевали доверие миллионов.
Мультикорзина
Ранее пользователи «Магнит Аптеки» могли заказывать товар только со склада с самовывозом из аптеки. Команда QSOFT реализовала возможность бронирования товара, который уже есть в конкретной аптеке. Вместо нескольких заказов оформляется один, а оплата взимается при получении.
Если одного из товаров на складе нет, то его можно забронировать отдельно. Заказ оформляется лишь на то, что есть в наличии. Механизм оформления заказа состоит из следующих этапов:
- Пользователь подбирает препараты, которые нужно купить. Для этого можно воспользоваться поисковой строкой или каталогом, предварительно настроив фильтры по своему региону. Для каждого товара на сайте указаны две цены - цена интернет-магазина и цена аптеки выбранного региона.
- Пользователь добавляет выбранный товар в корзину и выбирает подходящую аптеку. Здесь же можно применить промокод.
-
Пользователь выбирает способ получения товара:
- в день заказа в аптеке;
- на следующий день по цене интернет-магазина из расширенного ассортимента со склада.
- Пользователь выбирает аптеку, в которой удобно получить заказ.
- Пользователь указывает личные данные для получения заказа и подтверждает заявку.
Интеграции
Единый API для партнеров
Команда QSOFT разработали стандартизированный единый API для интеграции с партнерскими организациями: «АСНА», «Ютека», «Здравсити», «Мегаптека», «Все Аптеки», «АптекаМос», «Цены в аптеках.рф», «Сбермаркет», «WildBerries».
Интеграции с внутренними сервисами заказчика
Портал «Магнит Аптеки» создан достаточно давно и содержит множество модулей и разделов. Для реализации функционала региональности нужно было сделать интеграции с большинством из них. Отдельно можно выделить следующие:
- Автоматизированная система управления - система внутреннего пользования «Магнит Аптеки», которая присылала закупочные цены на товары в регионы из московского склада для того чтобы региональные представительства определили маржинальную цену товаров;
- Модуль ценообразования - сервис обрабатывающий цены, которые присылала АСУ, начисляющий маржинальную наценку и отдающий новые цены на сайт;
- УАС (управление аптечной сетью) - система регистрации и учета аналогов, автоматическое ценообразование с учетом специфики отрасли, управление товарными запасами, автоматизация обработки заявок и другие инструменты управления онлайн-аптекой.
Достижения проекта
Сжатые сроки разработки основной архитектуры
В краткие сроки (до 3 месяцев) команда QSOFT разработала MVP региональности для готового сайта «Магнит Аптеки» со своей бизнес-логикой, структурой и особенностями legacy-кода.
Командный онбординг
В определенные моменты команда QSOFT на стороне «Магнит Аптеки» достигала 18 человек. Каждый новый сотрудник, подключившийся к проекту, проходил онбординг для скорейшей адаптации.
На проекте работали с применением гибкого фреймворка - SCRUMBAN: каждые 2 недели сдавались релизы, что позволило с максимальной эффективностью уложиться в установленные сроки.
Зафиксированная бизнес-выгода
- Создали для «Магнит Аптеки возможность выйти в онлайн в более чем 60 субъектах РФ.
- Произвели интеграцию с ключевыми партнерами сети, что позволит кратно увеличить количество заказов и способствовать росту выручки.